Анисимов Александр Валерьевич

Глава администрации

График приема граждан
Профилактика правонарушений органами местного самоуправления

Профилактика правонарушений органами местного самоуправления

Поведение, подпадающее под правовую регламентацию, подразделяется на правомерное и противоправное. Правомерное поведение - это поведение социальных субъектов, соответствующее требованиям правовых норм и находящееся под государственной защитой. Противоправное поведение представляет собой правонарушение. Правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", далее - Закон о профилактике правонарушений). При разграничении правомерного и противоправного следует обозначить основной объективный признак правонарушения, позволяющий выделить его среди иных актов поведения, - общественная опасность, противоправность. Поскольку правонарушения всегда наносят вред охраняемым законом частным и общественным интересам, посягают на наиболее значимые общественные ценности, необходимо их эффективное предупреждение, что является существенным условием защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 вышеназванного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Правонарушения разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности на преступления и проступки. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступления посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В связи с этим они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений (преступлений и административных проступков), принимаются общие и индивидуальные меры.

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, индивидуальная - на оказание воспитательного воздействия на безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и др., на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (ст. 15 Закона о профилактике правонарушений).

Статьей 17 Закона о профилактике правонарушений установлены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией данных программ, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений (ст. 29 Закона о профилактике правонарушений). Данные программы разрабатываются с целью реализации основных направлений профилактики правонарушений, утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и приобретают тем самым нормативный, общеобязательный характер.

Таким образом, выявление преступлений и проступков, устранение причин и условий, способствующих их совершению, и оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения их совершения или антиобщественного поведения - в этом заключается основное содержание профилактики правонарушений. Для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принимается целый комплекс мер, как общих, так и индивидуальных. Законом определены организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений, конкретизированы полномочия субъектов профилактики правонарушений. При этом более эффективным является не преодоление последствий уже совершенных правонарушений, а их предотвращение. То есть приоритетной должна стать превентивная составляющая. Необходим комплексный подход к профилактике правонарушений: требуется взаимодействие всех правоохранительных органов и общественных структур, объединение их в единый механизм, что представляется возможным только при высокой степени координации, слаженности деятельности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, что будет способствовать предупреждению преступности на общесоциальном уровне.

Прокурор Ольхонского района М.С. Филатова

Дата создания: 29-10-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: